Если Вы ищете сайт Посольства Швеции в Российской Федерации, вам (сюда).

Close

Уважение к личности – со школы

Главное в школьном образованиии в Швеции  – выявить и развить таланты и способности каждого ученика, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, школьный педагог берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого учителя с указкой.

Читать

Фото: Лена Гранфельт / imagebank.sweden.se

Уважение к личности – со школы

Главное в школьном образованиии в Швеции  – выявить и развить таланты и способности каждого ученика, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, школьный педагог берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого учителя с указкой.

Образование с ясель

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование является неотъемлемой частью шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где новоиспечёные школьники готовятся к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые. Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все педагоги, работающие в школах, как преподаватели школьных предметов, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию школьников  и не вызывать у них чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с  трехбалльной на шестибалльную шкалу. Согласно ей, ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников  в течение многих лет является предметом острых споров как среди политиков, так и в кругу работников образования. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость и погрешности. Поэтому новые подходы к аттестации учеников оживленно обсуждаются в риксдаге и муниципальных органах власти.

Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.

Фото: Лена Гранфельт / imagebank.sweden.se

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части носят игровой характер. Уже в таком юном возрасте – 7-10 лет – на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра программы новостей для детей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по Детскому каналу. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с самыми важными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Правда, зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – на этом этапе с ними разучивают простые песенки, учат считать и в увлекательной форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых среди шведских школьников. На них они вместе, мальчики и девочки, учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требовований к знаниям и умениям школьников заметно возрастают. Ученикам дается больше домашних заданий и предоставляется больше возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, кроме английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык как дополнительный.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и в том, чтобы измерить общий уровень качества обучения в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

Школьные обеды всегда бесплатные.

Фото: Сюзанна Вальстрём / imagebank.sweden.se

Психологический комфорт – в приоритете

Психологическое самочувствие школьников – приоритет шведских школ. В каждой школе есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью или о трудностях в шведской семье или со сверстниками. Кроме того, школьные педагоги регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых они стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия (termin) проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы (utvecklingssamtal) с самим ребенком и его родителями. Цель этой беседы – помочь ребенку определить проблемные точки своего обучения и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать свою мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач по математике, физике или химии, к примеру, в шведской школе особое внимание уделяется тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Индивидуальный подход

Ученики, которым с трудом даются чтение, письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на уроках или на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться на уроках. Для них педагог разрабатывает индивидуальный план обучения, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Фото: Симон Паулин / imagebank.sweden.se

Продленное веселье

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги предлагают им творческие, игровые, развивающие образовательные занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или увлекательные командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 450 крон в месяц.

Обновлено: 31/08/2016