Швеция – игровая держава

В рейтингах крупнейших экспортёров видеоигр Швеция занимает верхние срочки. Лишь за 2010-2012 годы местная игровая индустрия выросла более чем вдвое. Так окупаются вложения страны в цифровые инновации и образование для разработчиков игр.

Читать

Dreamhack — один из главных в мире чемпионатов по киберспорту, привлекающий более 20 тысяч участников. Фото: Родриго Ривас Руис/imagebank.sweden.se

Швеция – игровая держава

В рейтингах крупнейших экспортёров видеоигр Швеция занимает верхние срочки. Лишь за 2010-2012 годы местная игровая индустрия выросла более чем вдвое. Так окупаются вложения страны в цифровые инновации и образование для разработчиков игр.

Бестселлеры Minecraft и Battlefield

Бесспорные лидеры шведского киберэкспорта — видеоигры Minecraft от студии Mojang и Battlefield от компании Dice. Лицензий на них по всему миру продано свыше 80 миллионов. У гигантов отрасли, вроде концерна Nintendo, продавшего за годы своего существования более 4 миллиардов игр, повода для паники пока нет. Но одно очевидно: Швеции удалось привлечь к сотрудничеству ведущих разработчиков, диктующих геймерскую моду остальному миру. Страна в короткий срок превратилась в кузницу оригинальных, ультрасовременных игр, рассчитанных при этом на широкую аудиторию. Годовой оборот всей индустрии, согласно международному индексу разработчиков игр, составляет здесь около 3,7 миллиарда шведских крон (около 400 миллионов евро) в год.
Пер Стрёмбэк из Национальной ассоциации индустрии видеоигр, этот коммерческий подвиг ставит в один ряд с достижениями шведской поп-музыки: «Игра «Battlefield» стала важнейшей статьёй культурного экспорта Швеции со времён ABBA. Вы можете возразить, что вклад в мировую культуру режиссёра Ингмара Бергмана или писателя Августа Стриндберга был весомее, но если измерять его в экономическом масштабе, то первенство – за видеоиграми. Темпы роста компьютерной индустрии – невероятные», — говорит Стрёмбэк.

Трейлер к игре Battlefield. Ограничение по возрасту – 17 лет.

Трейлер к игре Battlefield. Ограничение по возрасту – 17 лет.

Прошли до последнего уровня

Как вышло, что сравнительно небольшая страна стала одним из мировых центров гейминга? По большому счёту, причин две: давно и бурно развивавшиеся в Швеции цифровые технологии плюс неподдельный интерес к ним у рядовых потребителей. Шведы – в том числе, благодаря особому законодательству – стали раньше европейских соседей обзаводиться компьютерами. Обеспечить доступ к интернету всему населению власти ещё в 90-х объявили приоритетной задачей. Уже в 2013 году широкополосным интернетом 4G, по данным Национальной службы почты и телекоммуникаций (PTS), пользовались 99 процентов всех шведских домохозяйств и компаний. Стоит ли удивляться, что для сегодняшних детей в Швеции выход в сеть стал насущной потребностью (больше об этом – в материале об игре «Minecraft»).

Но эти успехи – и результат основательных вложений в образование и инновации. Ещё в 2001 году в шведских вузах – первым был Университет Готланда – ввели новый предмет: «Разработка видеоигр». Помимо подготовки кадров, университеты взялись за научно-исследовательскую работу и серьёзное изучение рынка. В итоге специалистов игрового дела шведские компании теперь нанимают прямо со студенческой скамьи. В одном лишь университете города Шёвде ряды разработчиков видеоигр ежегодно пополняют 500 выпускников.

«Тот факт, что фундаментом этой индустрии служит солидная научно-техническая подготовка, делает шведские фирмы ещё более конкурентоспособными, – уверен Штаффан Бьорк, доцент университета Гётеборга и эксперт института Swedish ICT. Мы видим очевидную связь между коммерческими достижениями отрасли и работой учёных. Вся Скандинавия превратилась в важный регион по изучению гейминга – на маленькую Швецию разработчиков видеоигр приходится в разы больше, чем на другие страны мира».

«Если Швеция хочет и впредь оставаться ключевым игроком на этом рынке, то играть надо вдолгую, прогнозируя самые отдалённые перспективы развития», — продолжает исследователь Штаффан Бьорк. В его институте Swedish ICT пытаются предугадать тренды на ближайшие пять-десять лет.

К примеру, новые продукты, в которых сами геймеры смогут создавать сценарий, цели и правила. «В следующем десятилетии мы столкнёмся с геймификацией всей нашей жизни, — предсказывает Бьорк – многие элементы видеоигр проникнут в повседневную жизнь людей, влияя на их увлечения и поведение».

Хватит ли Швеции сил, инноваций и фантазии, чтобы сохранить в игровой индустрии лидерские позиции, покажет время. Все желающие помочь приглашаются.

Фото: Уле Гуннар Онсёен/TT

Геймер-легенда PewDiePie

У видеороликов шведского геймера под псевдонимом PewDiePie (в оффлайне – Феликса Арвида Ульфа Челльберга), как у бывалой рок-звезды, свыше 50 миллионов подписчиков на YouTube – это в пять раз больше, чем население Швеции! – при этом канал PewDiePie остается одним из наиболее быстро растущих в мире. До него никому ещё в Швеции не удавалось привлечь такое внимание, просто выкладывая в сеть видео с прохождением очередной игры. Хотя всё, конечно, не так просто: каждый сеанс даже самого мрачного квеста Челльберг превращает в комедийное шоу с отнюдь не виртуальными номерами в родительской квартире и на приусадебном участке. Даже припозднившееся детство – это смех и радость. Да здравствует здоровое чувство юмора!

Обновлено: 19/04/2017