Если Вы ищете сайт Посольства Швеции в Российской Федерации, вам (сюда).

Close

Мидсоммар

Половина июня позади. Закончилась школа. Молодое радостное лето вступило в свои права: на севере страны cолнце и не думает закатываться, на юге — прячется, подразнивая, всего на несколько часов. Друзья и родственники собираются на самый шведский из всех шведских праздников: Мидсоммар.

Читать

Фото: Каролина Ромаре / imagebank.sweden.se

Мидсоммар

Половина июня позади. Закончилась школа. Молодое радостное лето вступило в свои права: на севере страны cолнце и не думает закатываться, на юге — прячется, подразнивая, всего на несколько часов. Друзья и родственники собираются на самый шведский из всех шведских праздников: Мидсоммар.

Праздник середины лета

Шведское лето коротко. Оно делает первые робкие шаги в мае и набирает силу в июне. Ему нужно торопиться, ведь в сентябре ночи снова станут холодными. В Мидсоммар, день летнего солнцестояния, шведское лето – в самом расцвете сил, с сочной молодой зеленью, яркими красками, пьянящими ароматами и короткими светлыми ночами. На севере наступает полярный день, и солнце вовсе не опускается за горизонт.

Шведы любят, чтобы всё было организовано с умом. Поэтому многие планируют свой ежегодный пятинедельный отпуск сразу после Мидсоммара. Это значит, что к празднику надо закончить все дела на работе. А праздник этот, как и многие другие, по традиции отмечают за городом. Заранее уезжают на дачу или в деревню, в городах всё закрывается, и на улицах – ни души.

Зато главные автомагистрали переполнены. Пробки тянутся на километры. Раздраженные шведы утешаются мыслью, что впереди их ждут семья, друзья и праздник. Праздник середины лета – это повод собраться большой компанией. Съезжаются многочисленные родственники и приятели: вот отличная возможность выполнить свои социальные обязательства, встретиться, вдоволь пообщаться – и потом уже спокойно наслаждаться отпуском, ни на кого не отвлекаясь.

Опять же для всеобщего удобства Мидсоммар всегда приходится на пятницу. Многие начинают день романтично, собирая цветы и сплетая венки, чтобы украсить ими шест, главный символ праздника. Шест водружают на поляне и устраивают вокруг него танцы, к радости детей и некоторых взрослых. Подростки, напротив, ждут вечера, когда начнутся более шумные забавы.

Фото: Каролина Ромаре / imagebank.sweden.se

В меню праздничного обеда – неизменно разные виды маринованной сельди, отварной молодой картофель со свежим укропом, сметаной и луком. После этого подают горячее, приготовленное на гриле, например, ребрышки или лосось. Традиционный десерт – молодая клубника со взбитыми сливками. Застолье не обходится без холодного пива и крепких настоек. Вместо тостов – короткие застольные песни. Их шведы очень любят, поют хором, и чем громче, тем лучше.

Мидсоммар нередко связан с чувством ностальгии. Глубоко в душе каждый швед знает, каким должен быть этот праздник и как его следует правильно отмечать. Правильным праздник становится, например, как в старые добрые времена, на танцплощадке под открытым небом, на берегу озера или моря. И хорошо бы, чтобы на нее опускался легкий вечерний туман и чтобы звуки оркестра раскатывались эхом от скалистых берегов – чтобы всё совсем уж правильно.

По дороге домой с праздника девушки должны сорвать семь разных цветков и перед сном положить их под подушку. Тогда им непременно явится суженый.

По легенде, эта ночь – магическое время любви. В каком-то смысле так оно и есть. В самую короткую ночь года отношения подвергаются испытанию. Хмельные языки выбалтывают правду – отсюда недалеко до свадьбы, а то и до развода. Как и день Троицы, Мидсоммар – популярное время для свадеб и крещений. Хотя шведы и не отличаются особой религиозностью, связывать себя узами брака они все-таки предпочитают в украшенной цветами церкви под звуки псалмов.

Фото: Каролина Ромаре / imagebank.sweden.se

Свет летней ночи

Праздник середины лета изначально отмечался 24 июня в честь Иоанна Крестителя. В 1953 году его перенесли на ближайшую субботу.

Во времена, когда Швеция была аграрной страной, на Мидсоммар праздновали приход лета и начало плодородного сезона. А отмечали в разных провинциях по-разному: обматывались листьями папоротника и наряжались «зелеными человечками», украшали дома и крестьянскую утварь ветками деревьев, водружали обвитые листвой и цветами шесты и танцевали вокруг них. Эта, изначально германская, традиция украшать шесты существует, вероятно, еще с 16-го века. Отмечали Мидсоммар и в рабочих поселках центральной Швеции. В этот день всех мельничных работников угощали селедкой, пивом и самогоном. И лишь в 20-м веке этот праздник стал самым любимым и самым шведским из всех шведских праздников.

С 6-го столетия нашей эры костры в день летнего солнцестояния зажигали по всей Европе. В Швеции это делали в основном на юге страны. Парни и девушки отправлялись к целебным источникам, пили лечебную воду и проводили время за играми и танцами. Обычай напоминал о крещении Иоанном Крестителем Христа в реке Иордан.

Ночь на Мидсоммар – самая коротая и светлая в году: более волшебного времени для гаданий и предсказаний не придумать. Некоторые девушки ели на ночь соленую кашу («кашу для снов»), чтобы во сне суженый принес им воды и помог утолить жажду. Другие отправлялись к источникам и пытались различить облик жениха на поверхности воды.

Отправлялись в эту волшебную ночь и на поиски сокровищ – дорогу указывал лунный свет. Найдя, наконец, заветное место и начав копать, кладоискатель должен был быть готов к самым неожиданным зрелищам: например, под стогом сена могла оказаться хромая курица. И как тут не удержаться от смеха – но нет, старались не смеяться, ведь настоящий клад было дано отыскать только тому, кто сумел сохранить молчание.

И, разумеется, именно в эту удивительную ночь вода превращалась в вино, растения обретали целебные свойства и единственный раз в году расцветал папоротник.

Обновлено: 31/08/2016

Пу Тидхольм и Агнета Лилья

Пу Тидхольм — шведский журналист, писатель и критик, постоянный автор ежедневных газет Dagens Nyheter и Aftonbladet, журналов Filter и Fokus, Шведского радио и Шведского телевидения. Агнета Лилья — старший преподаватель Института исторических и современных исследований при Университете Сёдертёрн в Стокгольме.