Экологичная мода по-шведски

Как и любой другой бизнес, фэшн-индустрия не вправе игнорировать вызовы, связанные с изменением климата и окружающей среды. В Швеции модные бренды активно инвестируют в научные исследования о том, как добиться экологически безопасного и социально ответственного производства.

Читать

Фото: Симон Паулин / www.imagebank.sweden.se

Экологичная мода по-шведски

Как и любой другой бизнес, фэшн-индустрия не вправе игнорировать вызовы, связанные с изменением климата и окружающей среды. В Швеции модные бренды активно инвестируют в научные исследования о том, как добиться экологически безопасного и социально ответственного производства.

Первопроходцы на экологическом подиуме

У международной фэшн-индустрии, помимо глянцевой стороны, есть и нелицеприятная изнанка. Мировые объёмы отходов растут, условия труда на фабриках в развивающихся странах падают, потребление воды увеличивается, а опасные химикаты всё так же идут в производство.

На этом мрачном фоне Швеция ставит ясную цель: уйти от бездумного потребления природных ресурсов к стопроцентно безотходному производству, где для всякого вторсырья найдётся своё применение. Ради её осуществления в стране исследуются принципиально новые бизнес-модели, подчас подразумевающие совершенно иное понимание того, что такое мода.

Страсть к постоянным изменениям, обновлению – и обновкам: так воспринимали моду прежде и так на ней зарабатывали. Теперь же многие шведские производители работают над тем, чтобы, к примеру, повысить долговечность выпускаемой одежды – пусть их доходы из-за этого на какое-то время и упадут. Для таких исследований даже былые конкуренты заключают союзы – ради обмена опытом и в поисках общих решений, которые смогут ускорить назревшие преобразования.

В Швеции запущена амбициозная исследовательская программа Mistra Future Fashion. Перед ней стоит сразу несколько задач: добиться кардинальных экологических реформ в индустрии моды и изменить отношение самих потребителей к тому, что они носят. Разработать новую коллекцию, наладить цепь поставщиков, сбыть готовый товар и переработать одежду б/у – для каждого этапа в привычном цикле команда Mistra Future Fashion выдаёт научные рекомендации по бережному отношению к природным ресурсам и защите экологии. Эти советы исправно доходят до адресатов: с проектом сотрудничают H&M, Lindex, Eton и Nudie Jeans — крупнейшие игроки шведской фэшн-индустрии.

Неразрывные нити

В авангарде шведских брендов, заботящихся об экологии, — модная марка одежды Filippa K. На её счету одна из самых любопытных идей в этой области: Filippa K Lease – выдача напрокат эксклюзивной одежды из старых коллекций. Так возник целый фонд дизайнерских вещей, давно исчезнувших с прилавков, но вновь доступных для ценителей лейбла. На примере этой работы в компании создают бизнес-модель на будущее и заранее приучают сознательных клиентов к новой культуре потребления. Если товар, предназначенный для аренды, пришёл в некондиционный вид, его сдают в секонд-хенд.

Основанная в Гётеборге марка Nudie Jeans разработала свой строгий кодекс сотрудничества с поставщиками. В партнёры берут лишь тех, кто прошёл тщательную проверку и готов впредь отчитываться перед компанией, предлагая конкретные планы действий в сфере охраны окружающей среды. Охрана эта может начинаться с малого: если у вас, например, порвалась старая пара от Nudie Jeans, её починят бесплатно – покупать очередные джинсы незачем. Так сами бренды ставят под сомнение устоявшееся представление о моде как об одежде, которая непременно должна быть новой и суперсовременной.

Обновлено: 18/10/2017